Designed by GOEMO.de
Старейший российский журнал «Морской сборник» был создан в марте
далёкого 1848 года высочайшим указом императора Николая I. Об этом
уникальном печатном издании рассказывает его нынешний главный
редактор капитан 1 ранга запаса Виктор Остапенко.

Журналу предшествовало издание «Записок гидрографического
управления», которые стали прообразом журнала. Первый номер «Морского
сборника» вышел в свет 27 (15) марта 1848 года. Идею о необходимости
создания журнала первым высказал выдающийся российский мореплаватель,
один из первооткрывателей Новой Земли адмирал Ф.П. Литке. Именно он
убедил императора в том, что морякам необходимо собственное периодическое
издание, на страницах которого они могли бы читать обо всём, касающемся
развития и состояния мировых флотов и российского флота, научно-
практические статьи, повышая тем самым профессиональные знания, а также
обмениваться мнениями по флотским вопросам. В журнале наряду с
заслуженными адмиралами публиковались и никому не известные лейтенанты и
мичманы. Журнал сразу полюбили на флоте, каждый мог не только найти в нём
много полезного и интересного для себя, но и в случае необходимости
высказать свои мысли, порой, кстати, весьма смелые для того времени.

    С большой любовью относился к «Морскому сборнику» и его «крёстный отец»
император Николай I. Именно он отменил для журнала всякую цензуру, заявив:
«Да будут господа офицеры русского флота сами себе цензорами!» До 1917
года «Морской сборник» оставался единственным печатным изданием России,
официально не подлежавшим никакой цензуре. Впрочем, моряки пользовались
этой царской привилегией весьма осмотрительно. Традиционно «Морской
сборник» никогда не занимался политикой, уделяя внимание лишь вопросам,
непосредственно связанным с Военно-морским флотом.

    Большую роль в формировании направленности журнала в 50-70-е годы XIX
века сыграл тогдашний шеф Морского ведомства великий князь Константин
Николаевич. Период руководства флотом великим князем - время расцвета
«Морского сборника». Пользуясь близостью к императору, Константин
Николаевич, отличавшийся достаточно либеральными взглядами, вывел
«Морской сборник» из-под общей цензуры, сделав его самым демократическим
журналом того времени. Именно на страницах «Морского сборника»
публиковались первые статьи по педагогике и демократизации общества, смело
обсуждались вопросы развития страны, литературы и искусства. В то время
журнал перестал быть чисто морским, а стал поистине всероссийским. Тираж
его составлял несколько тысяч, что было рекордом для того времени.
Печататься в «Морском сборнике» считали честью выдающиеся мыслители
страны, государственные деятели и литературные критики.

    О значении «Морского сборника» для нравственного воспитания россиян
много писали в ту пору А. Герцен и Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин и Т.
Шевченко, И. Тургенев и Н. Добролюбов, К. Ушинский. И не случайно, ибо тогда
в России было два наиболее авторитетных и читаемых журнала -
«Современник» и «Морской сборник». Материалы «Морского сборника» порой
были очень острыми. Буквально за несколько лет журнал Военно-морского
флота превратился из чисто ведомственного издания в общероссийское,
определявшее нравственный и моральный вектор общественного мнения
России.

Среди подписчиков «Морского сборника» мы находим имена канцлера А.
Горчакова, генерала М. Драгомирова, академика И. Сеченова, писателей Л.
Толстого, Ф. Достоевского и других лучших представителей нашего Отечества.
Именно «Морской сборник» в 60-е годы XIX века первым в России начал
публиковать на своих страницах статьи, посвящённые вопросам воспитания.
Тогда это было ново и необычно. Академик И. Пирогов написал для журнала
статью о проблемах воспитания «Вопросы жизни», которая вызвала бурную
реакцию общества и оживлённую дискуссию по всей России.

Номера «Морского сборника» становились библиографической редкостью ещё
до выхода в свет. Отдельные статьи по просьбам общественности издавали в
виде брошюр, переписывали от руки. Если человек не следил за публикациями
в «Морском сборнике» и не мог поддержать разговор на эту тему, в обществе
его считали невеждой. Очень высоко ценил «Морской сборник» Н.
Чернышевский, который, даже будучи в ссылке, всегда выписывал этот журнал
и называл его «одним из самых замечательных явлений нашей литературы».

    «Морской сборник» знали и ценили практически все руководители
государства. Доподлинно известно, что каждый свежий номер «Морского
сборника» неизменно появлялся на рабочих столах российских императоров от
Николая I до Николая II. Постоянными читателями журнала были и руководители
Советского государства. Известно, что каждый новый номер «Морского
сборника» в обязательном порядке просматривали И. Сталин и Л. Брежнев.
Можно сказать, что «Морской сборник» был всегда интересен руководителям-
государственникам.

    Среди главных редакторов журнала были знаменитые кругосветные
мореплаватели - братья Иван и Николай Зелёные, воспитанник адмирала П.
Нахимова Р. Скаловский, герой Синопа и первой обороны Севастополя В.
Мельницкий, известный мореплаватель В. Куприянов, соратник адмирала А.
Колчака герой русско-японской войны портартурец К. Житков, боевые офицеры
Первой мировой В. Егорьев и С. Лукашевич, известные флотоводцы Великой
Отечественной адмиралы В. Алафузов, Ю. Пантелеев, И. Елисеев, Герой
Советского Союза легендарный подводник, командир гвардейской подводной
лодки С-56 вице-адмирал Г. Щедрин, известные подводники послевоенного
атомного и ракетного флота контр-адмиралы В. Дыгало, А. Пушкин, Г. Агафонов.
За плечами у каждого из них тысячи походных миль, командование
соединениями и объединениями.

    Листаешь журнал, и перед тобой оживают тени предков. Они, словно живые,
хотят поделиться чем-то очень важным - тем, что, по их мнению, обязательно
надо знать нам, их потомкам. Вот статья, подписанная весьма лаконично:
мичман Макаров. Берём номер, датированный несколькими годами позднее, и
находим статью, подписанную уже лейтенантом Макаровым. Ещё несколько
лет, и новая подпись: капитан 1 ранга С. Макаров. Ещё несколько десятков
номеров, и снова знакомая фамилия - вице-адмирал С. Макаров. А вот некролог
о трагической гибели знаменитого флотоводца на броненосце «Петропавловск» в
Порт-Артуре… Вся жизнь знаменитого мореплавателя и флотоводца отражена в
номерах «Морского сборника».

    Вот статьи о полярных экспедициях тогда ещё лейтенанта А. Колчака, вот -
капитана 2 ранга Н. Эссена (в будущем тоже знаменитого отечественного
флотоводца), а вот - только что назначенного командиром крейсера военмора Н.
Кузнецова, которому впоследствии суждено было стать легендарным наркомом
ВМФ.
    Корреспонденты «Морского сборника» участвовали во всех без исключения
морских войнах, которые вела Россия, начиная с Крымской кампании 1853-1856
гг., - Синопское сражение и бастионы Севастополя, Порт-Артур и Цусима,
Первая мировая, Гражданская и Великая Отечественная. Удивительно, но за
всё это время ни один из корреспондентов журнала не погиб. Трагедия
произошла на, казалось бы, самой сухопутной войне - во время боевых
действий в Чечне в декабре 1999 года. Тогда в командировку в части морской
пехоты выехал редактор отдела боевой подготовки капитан 1 ранга А. Лоскутов.
Это была уже вторая командировка офицера на Северный Кавказ. Спустя два
дня Александр погиб… Воинский и офицерский подвиг Александра Лоскутова -
ещё одна героическая страница истории журнала.

    Удивительная особенность «Морского сборника» - это побуждение к
творчеству морских офицеров. Чего стоят, к примеру, дневники кругосветного
плавания на крейсере «Владимир Мономах» его командира и будущего
известного адмирала Ф. Дубасова. Их без преувеличения можно назвать
шедевром беллетристики. Даже обычные рапорта командиров о плаваниях в те
годы, регулярно публиковавшиеся в журнале, и сегодня поражают своей
художественностью. Создаётся впечатление, что офицеры даже соревновались
в изысканности литературного слога и образности описания увиденного.

Значителен вклад журнала и в отечественную культуру и науку. В журнале
публиковали научные работы всемирно известные академики Э. Ленц, Л.
Давыдов, А. Александров, великий хирург Н. Пирогов (он писал не только по
медицине, но и по вопросам педагогики!), выдающиеся кораблестроители С.
Джевецкий и И. Бубнов, академик А. Крылов и создатель атомоходов И.
Спасский, химики Д. Менделеев и И. Чельцов, изобретатель радио А. Попов,
выдающиеся гидрографы и океанографы Ю. Шокальский и Ф. Врангель,
историки В. Головачёв и Е. Аренс. Считали за честь сотрудничать с журналом
педагог К. Ушинский, физик Б. Якоби и полярник О. Шмидт. Именно в «Морском
сборнике» получили путёвку в жизнь знаменитый роман И. Гончарова «Фрегат
«Паллада» и не менее известный в своё время роман Д. Григоровича «Корабль
«Ретвизан». Именно здесь впервые напечатали походные дневники простого
матроса, презрев тем самым сословные предрассудки.

«Морской сборник» - это также особая страница отечественной художественной
маринистики. Уже в первом номере журнала была помещена статья «Русские
моряки и поэты». И, наверное, не было в России сколько-нибудь известного
писателя-мариниста, чьё творчество обошёл бы вниманием журнал. Б. Лавренев
и Абрамович-Блэк, Л. Соболев и А. Новиков-Прибой, В. Конецкий и С.
Колбасьев, В. Пикуль, Ю. Пахомов (Носов) и В. Шигин - вот лишь некоторые из
имён, впервые зазвучавшие именно на страницах «Морского сборника».

    История донесла до нас поистине удивительный рассказ о том, как журнал в
прямом смысле спас попавших в бедственное положение моряков. В 1854 году
фрегат «Диана», находясь у берегов Японии, оказался в эпицентре страшного
землетрясения. В результате больших повреждений судно затонуло, а команда
сошла на берег. Японцы в то время своего флота не имели и помочь нам никак
не могли. Тогда наши моряки решили из подручных средств построить
небольшое судно и на нём достичь российских берегов. К счастью, среди
спасённого имущества оказался номер «Морского сборника» за 1849 год, в
котором была напечатана статья о яхте главного командира Кронштадтского
порта со всеми размерениями, расчётами распределения нагрузок и
подробнейшими чертежами. По этим чертежам и была построена небольшая
шхуна, получившая имя «Хеда» в честь бухты, где находились наши моряки. На
«Хеде» моряки достигли Петропавловска-на-Камчатке. Впоследствии «Хеда»
была подарена японскому правительству в благодарность за оказанную помощь
и считается «дедушкой» всего японского флота. Макет «Хеды» и сегодня
занимает почётное место в морском музее Японии.

    В годы расцвета советского Военно-морского флота (60-80-е годы ХХ века)
редакция одновременно выпускала два варианта журнала - обычный и
секретный, по закрытым вопросам тактики и вооружения ВМФ. И это тоже
характеризует «Морской сборник» как журнал, который не только читают, но и
журнал, по которому учатся воевать и побеждать. Надо отметить и тот факт, что
на сегодняшний день по вопросам библиографии и другим проблематикам
«Морского сборника» защищены три кандидатские диссертации и готовятся ещё
две. И это тоже своеобразный рекорд.

    Отдельный рассказ - это история выпуска номеровз «Морского сборника».
Документально известно, что, когда в разорённом войной и революцией
Петрограде не было средств на издание журнала, В.И. Ленин собственноручно
написал распоряжение о выделении «Морскому сборнику» 18 тысяч рублей
золотом, сумму по тем временам огромную.

    Когда после окончания Гражданской войны большая часть морских офицеров
была в эмиграции, то там, где оказывались хотя бы несколько моряков, сразу
же начинался выпуск своего «Морского сборника». Журналы выпускались в
Праге и Париже, Сан-Франциско и Шанхае. Наиболее известны номера
бизертинского «Морского сборника», который печатали прямо на стоящей в
Бизертинской бухте подводной лодке «Тюлень». Недаром в то время в
эмиграции ходила шутка, что если где-нибудь собрались вместе хотя бы три
моряка, то один из них тут же начинает составлять «Морской сборник».

    В годы Великой Отечественной войны номера «Морского сборника»
готовились в осаждённом Ленинграде. Печатать там тираж возможности не
было, поэтому каждый месяц один из сотрудников редакции доставлял гранки
журнала по Дороге жизни через Ладогу на Большую землю… И не было случая,
чтобы хотя бы раз журнал не вышел вовремя. Зимой гранки везли по ледовой
дороге, а летом с оказией по воде. Чего это стоило, знают только те, кто это
пережил. Умирая от голода в блокадном Ленинграде, сотрудники ежемесячно
выпускали журнал. Да иначе и быть не могло, ведь «Морской сборник» тоже
сражался, с его помощью моряки учились громить врага.

    В нелёгкие 1990-е годы «Морской сборник», как и вся страна, переживал
далеко не лучшие времена, разделяя со своими читателями и с флотом все
невзгоды, обрушившиеся на державу. Не раз и не два в угаре реформаторских
сокращений возникали предложения о закрытии, слиянии или акционировании
«Морского сборника», но журнал выстоял. Выстоял благодаря прежде всего
патриотизму и непреклонной позиции Главного командования ВМФ, которое,
невзирая на все попытки упразднить журнал, сделало всё, чтобы сохранить эту
бесценную реликвию родного флота. Сегодня в журнале работают те, кто вместе
с ним выстоял в трудные 1990-е годы, те, кто остался верен «Морскому
сборнику». Среди них заместитель главного редактора капитан 1 ранга С.
Лукашов, известный писатель-маринист капитан 1 ранга В. Шигин, сотрудники
журнала С. Комаров, И. Марченко, И. Чефонов, В. Алдакушкин, Р. Люткус, С.
Балакин, С. Носова, В. Козлов, Л. Смурыгина, Е. Гундарова, Н. Хренова,
библиотекарь Е. Кошкина. На всех флотах, Каспийской флотилии и в
Ленинградской ВМБ работают собственные корреспонденты журнала. Среди них
такие энтузиасты своего дела, как капитан 1 ранга Н. Литковец, капитан 2 ранга
А. Яковлев, подполковник С. Петрович, служащая Т. Жаднова.

    «Морской сборник» - признанный патриарх не только отечественной, но и
мировой печати. В чём же секрет долголетия «Морского сборника»?
Исключительно в преданности отечественному Военно-морскому флоту и в
ответной любви к своему журналу многих поколений русских моряков. Недаром
один из флотских поэтов так сказал об этом старейшем журнале:

На броненосцах и корветах,
В российской гавани любой
Он был всегда желанен, этот
Журнал в обложке голубой.
Ума пытливого прожекты,
Морских баталий дневники:
В нём о вояжах кругосветных
Не раз читали моряки.
Мы перечитываем снова,
Преодолев свирепый шквал,
Страницы сборника морского -
Наш верный вахтенный журнал!

    Без «Морского сборника» невозможно изучать историю отечественного флота,
так как именно в нём сосредоточена хронология жизни нашего флота, месяц за
месяцем, день за днём. Без «Морского сборника» невозможно представить
историю российского ВМФ. Чтобы это понять, достаточно полистать старые
подшивки журнала. Думается, даже это небольшое путешествие в глубь
истории страны никого не оставит равнодушным. Когда листаешь экземпляры
«Морского сборника» полуторавековой давности, понимаешь, что журнал выше
сиюминутной суеты, он вечен, как вечен российский флот, а потому не очень-то
нуждается в случайном читателе: каждый из его номеров ждут именно те, для
кого он предназначен.
    Сегодня «Морской сборник» - официальный ежемесячный журнал Военно-
морского флота Российской Федерации, но это не просто журнал, каких сегодня
немало. «Морской сборник» - это срез отечественной истории, вместившей в
себя её перипетии за последние полтораста лет и даже больше. «Морской
сборник» - это летопись нашего флота, охватывающая все стороны его жизни.
    Специалисты считают, что в настоящий момент в мире не существует ни
одного периодического издания, которое бы на протяжении 165 лет НИ РАЗУ не
прерывало своего выпуска хотя бы на месяц, за исключением «Морского
сборника». Недаром российские моряки говорят, что у нашего флота в ХХI веке
есть две настоящие реликвии - это крейсер «Аврора» и легендарный журнал
«Морской сборник»